Размышления академика Лошкарёва об инновациях, науке и образовании

Постановка действий лидерами государства. Одним из факторов безопасности государственной системы являются образование и наука, определяющих и национальные конкурентные преимущества. Д. А. Медведев: «Нежелание заниматься инновационными разработками приводит к тому, что в стране почти нет конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, а «наша промышленность продолжает внедрять заготовки прошлых лет. 

Западные компании, которые «за те же деньги» приобретают в университетах готовые к запуску разработки и в которых сидят «комиссары от инновационного лобби», формирующие идеи и стратегию развития. Госкомпании должны показать пример всему рынку инноваций и озадачиться перспективой завтрашнего дня. Нужно не нормотворчеством заниматься, а переводить все в практическую плоскость».

Неполный перечень высказываний В. В. Путина: «Государство должно быть государством развития, а экономика – инновационной. Следует обеспечить должное финансирование приоритетных направлений, которые обещают инновационный прорыв. Надо ориентироваться на оценку результативности научных исследований. Провести определенную оптимизацию расходов. Увеличить отдачу от соответствующих ассигнований, устранить неоправданное дублирование и распыление средств, делать ставку на лидеров».

Цифры расходов на науку.

Из Справки к заседанию коллегии Минобрнауки России объем выделенных средств данному министерству на 2010 и 2011 г.г. составил, соответственно, 278 940,8 и 342 066,9 млн. руб. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – 3 402,0 и 2 040, 5 млн. руб.

 »227,8 млрд. рублей предусмотрено в федеральном бюджете 2011 года на науку гражданского назначения, что на 32% больше по сравнению с 2010 годом и на 100 млрд. рублей больше, чем в 2008 году», — сообщил Директор Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки России Валерий Юркин на заседании коллегии Министерства 28 декабря 2010 года.

       По сравнению с 2010 годом на 9% увеличатся расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования, на 50% — расходы на прикладные научные исследования. «11 млрд. рублей, на 600 млн. рублей больше по сравнению с 2010 годом, будет направлено на финансирование государственных фондов поддержки науки — РФФИ, РГНФ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», — отметил В.Юркин.

         Из других источников (Бабкин В. И, помощник депутата ГД РФ Ж. И. Алферова): в 2010 году ВВП составил 43 187,0, а расходы на науку 159,0 млрд. руб. В % от бюджета это составило 1,8, а от ВВП – 0,37%. Для сравнения в 2009 году США на гражданские исследования выделили 62,848 млрд. $, а всего на исследования и разработки 147,361 млрд. $. На гражданскую науку США, Япония и Южная Корея выделили, соответственно, 2,6, 3,4 и 3 % ВВП.

Оценка ситуации ведущими экономистами.

Из доклада члена-корреспондента РАН С.М.Рогова, директора Института США и Канады: «Инновационный путь развития экономики сегодня является единственно возможным для России, иначе мы окажемся на обочине мирового развития. Нынешняя ситуация создает угрозу национальной безопасности России. Если не изменить подход к науке, то произойдет консервация примитивной структуры экономики, усиление научно-технологического отставания страны, дальнейшее снижение международной конкурентоспособности отечественной несырьевой продукции и закрепление унизительного для России статуса сырьевого придатка мировых лидеров. Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП) В 2010 году в России сокращаются расходы на гражданскую науку. В США бюджетный запрос администрации Обамы предусматривает увеличение бюджета на гражданскую науку на 6,4% при сокращении расходов на НИОКР Пентагона».

Из доклада академика РАН С. Ю. Глазьева «О стратегии развития российской экономики». Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Из теории известно, что экономический кризис преодолевается внедрением новых технологий, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста.

Бывший госсекретарь США Г.Киссинджер (2004 г): «Cуществование науки в государствах недружественных США рассматривается как стратегическая угроза США».

Мешающие факторы.

  1. 1.     Встраивание экономики России в мировую экономическую и финансовую систему. Сырьевой характер экономики.

В мировую экономику Россия включается как источник энергетических и сырьевых ресурсов. В настоящее время на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, около 70% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры. Одновременно образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия и ряда других товаров. Так, к примеру, импортируемое мясо покрывает до 60% внутреннего спроса, масло сливочное — до 50%, масло растительное — около 30%. Почти полностью захватили на сегодняшний день внутренний рынок импортные телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, персональные компьютеры, множительная и копировальная техника, многие виды сложных бытовых приборов. В результате в условиях мирового финансового кризиса создалась реальная угроза экономической безопасности России.

Академик РАН С. Ю. Глазьев: «Транснациональные корпорации, связанные с ядром мировой экономической системы, уже сегодня контролируют более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные производственные отрасли в разных странах, включая добывающую и наукоемкую промышленность, телекоммуникации, производственную инфраструктуру.

Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации, связанные с ядром мировой экономической системы. Не входящие в него страны образуют периферию, лишенную внутренней целостности и возможностей самостоятельного развития. Отношения между ядром и периферией мировой экономической системы характеризуются неэквивалентным экономическим обменом, при котором находящиеся на периферии страны вынуждены оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортируемых товарах и услугах, за счет природной ренты и занижения цены труда, содержащихся в экспортируемых сырьевых и низкотехнологических товарах». Российскую экономику втягивают в ловушку».

Поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80% потребностей Украины, 100% — стран Балтии свыше 50% — стран Восточной и Центральной Европы и до 20% — западноевропейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Территория России используется и для захоронения отходов.

  1. 2.     Снижение наукоемкого производства.

Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.

Основные серийные авиазаводы загружены не более чем на 30% своей мощности; 89,4% рынка пассажирских самолётов ныне поступает в Россию из-за рубежа.

«Факт, что за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям — в дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики» С. Ю. Глазьев, С. А. Батчиков.

По большинству промышленных технологий, если случится необычное и наша промышленность вздумает, наконец,  подниматься с колен, мы опять вынуждены будем смотреть на Запад. Тем более, что современные руководители выросли в условиях засилья импортных технологий и не мыслят иначе. Значит, опять мы будем плестись в хвосте цивилизованного мира, т.к. никакая здравомыслящая западная компания не предложит нам что-то из своих последних разработок, а с удовольствием сгрузит залежалый товар, будь то Москва или Сколково.

  1. 3.     Кадры

Эмигрировало за годы «реформ» около полумиллиона научных сотрудников, в основном молодых, эмиграция продолжается с интенсивностью 10-12 тысяч в год. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов. По подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием наносит стране ущерб размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов. Средний возраст научных сотрудников превысил 60 лет.

Самым главным просчетом «реформ» было пренебрежение правилами и традициями подготовки кадров, Даже резкое снижение уровня подготовки в школах и ВУЗах не нанесло такого урона, как переход на псевдоновую систему управления на всех уровнях, включая Министерства, ведомства и выше. И главное – это пренебрежение и исключение всего полезного и передового, что было в старой системе. А главное – это наставничество и преемственность опыта на всех уровнях управления и производства. Теперь, чтобы восстановить все это потребуются многие годы, если не десятилетия. Но без этого говорить о перспективах внедрения инноваций у нас говорить наивно и бесполезно.

4. Изобретательство

Количество поданных заявок и выданных патентов на изобретения является одним из международных критериев развития экономики страны.

За последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%. Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина подтвердила, что дела с инновациями в госкомпаниях обстоят плохо, хотя, по ее словам, все 22 госкомпании, которые под контролем МЭРТа должны подготовить инновационные программы, планируют повышение расходов на инновации. Она также сообщила, что «патентная активность удручающая» в госкомпаниях и что в прошлом году 22 госкомпании получили около 1000 штук патентов — в несколько раз меньше, чем одна крупная западная компания типа IBM или Microsoft. «А международных патентов у нас в 2010 году было зарегистрировано, просто страшно говорить, всего пять штук»,— сообщила она. «А потом мы обижаемся или начинаем умничать, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов, и говорим, что вот они все внедрили, они такие активные, предприимчивые. Значит, у нас ни фига не защищено, абсолютно ничего»,— окончательно расстроился Дмитрий Медведев.

Качество образования и подготовки кадров снизилось. В объявлениях требуются на работу выпускники ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга.

  1. 5.     Нужна ли Государству интеллектуальная собственность?

Депутат Госдумы Константин Бесчетнов внес в Госдуму законопроект, ограничивающий права государства на получение интеллектуальной собственности. Поправки к статьям 1289, 1373, 1471 Гражданского кодекса (ГК) РФ предполагают отказ от нынешней практики закрепления за государством прав на произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному и муниципальному заказу. Законопроект предполагает, что все права на результаты научной деятельности, профинансированные из бюджетов, будут закрепляться за исполнителем. Исключение будет сделано только для разработок в сфере обороны и безопасности. В законопроекте также оговаривается, что государство, как заказчик, может потребовать от правообладателя безвозмездного предоставления простой (неисключительной) лицензии на использование объекта интеллектуальной собственности для государственных или муниципальных нужд.

Большинство старых изобретений уплыло за границу. Сегодняшние остатки «бывших» изобретателей оказались никому не нужными в нашей стране. Они безрезультатно предлагают свои новшества чиновникам, которые не понимают и не хотят понимать, т.к. не видят, что они с этого будут иметь. Пока такой подход не потеряет своей актуальности и не станет позорной и презренной, ни о каких инновациях в России мечтать и не стоит.

  1. 6.     Чиновники. Игры. Отсутствие мотивации.

При составлении отчетов и бюджета можно показать различными статьями  инновационную либо другую необходимую на данный момент активность. Из интервью депутата ГД РФ Оксаны Дмитриевой, доктора экономических наук «Бюджетные игры в инновации»: Из 604 млрд. руб., которые правительство оценивает как инновационные, 282 млрд – модернизация транспорта, причем свыше 200 млрд из этой суммы – дорожное строительство. Средств на модернизацию и инновационное развитие недостаточно, и если разобраться в том, на что они предназначены, то здесь много вопросов остается».

Начиная с 2005 года, после ликвидации самостоятельного раздела 06 — «Наука», расходы бюджета на науку стало невозможно как контролировать, так и анализировать. Об этом год за годом регулярно отмечается в Заключениях Счетной палаты РФ к проектам бюджетов на очередной финансовый год: «Объем расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования гражданского назначения в законопроекте не выделен. Расчеты делаются на основе материалов к законопроектам. Отсутствие в проекте федерального бюджета на очередной год информации об объемах расходов, направляемых на гражданскую науку, важность которых определена Президентом Российской Федерации, не позволяет осуществлять государственный финансовый контроль за эффективным и результативным использованием указанных средств».

Интересный момент по медицине – Программа по созданию фармацевтической промышленности – это перевод на стандарты GMP, но не разработку новых препаратов. В России более 90% готовых лекарственных средств (ГЛС) импортные. Производство субстанций практически отсутствует. До начала 2000-х годов Краснодарский комбинат биохимических и витаминных препаратов выпускал несколько видов субстанций, экспортировал продукцию, в том числе и ГЛС, в более, чем 50 стран. На комбинате, без указаний сверху активно занимались инновациями, велась программа по технологической адаптации комплексной аптечки «Здоровье Россиянина», предложенной НПФ «Аквазинэль», впервые начали использовать технологическое системное управление свойствами препаратов с использованием обратной фармакопейно-медицинской цепочки.

Главным инвестором являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится 84% всего объема инвестиций, в том числе почти 70% финансируется за счет их собственных средств — прибыли и амортизации. В условиях сложившегося в России экономического механизма инвестиционная активность выродилась до уровня минимальных технологических нужд предприятий. Государство фактически прекратило поддерживать инвестиционные процессы и сняло с себя ответственность за развитие производства.

Зная практически всех замов Главы Администрации города с самой лучшей стороны, мы не можем активизировать внедрения разработок.

7. Рейдерство.

Многие научные государственные и частные предприятия имеют здания и земельные участки. Это привлекает внимание рейдерских групп. Зачастую ученым и новаторам очень тяжело отвлекаться от работы над своим детищем и заниматься защитой производственного места работы. Рейдеры в настоящее время действуют искусно, используя неоднозначность толкований законов и маневрируя между чиновниками, иногда просто их подставляя. Вот у кого надо поучиться внедрению инновационных технологий.

НПФ «Аквазинэль» судится 4 года. Опубликовала открытое письмо и разместила видеообращение к Президенту. Внедряя запатентованный ассортимент лекарственных средств на Краснодарском витаминкомбинате, стала его акционером. Приобрела незавершенное строение (груду кирпичей), построила линию электропередач, ВЛ 10 кВ, и подстанцию. Находятся у нас на балансе. Появилась соседняя фирма ООО «АВиС Технологии». Без согласования подключилась через нашу частную линию электропередач и провела высоковольтную линию вдоль нашего забора, введя нам по всей фасадной части вдоль здания охранную зону около 700 кв. метра. Хотя были другие более экономичные варианты. На наши обращения и общественности о неправомочности такого подключения Ростехнадзор и Прокуратура отправили нас на 3 буквы… в суд.

         Сейчас сложился парадокс-комикс: на официальной схеме земельного участка показана охранная зона, а суды указали, что нами не доказано введение охранной зоны. К такому «бермудскому» результату привели подставы рейдеров, небеспристрастность судей, боязнь чиновника за место, недостоверные сведения и др. Наш адрес вообще исчезал из кадастровой базы и оказался у «АВиС». Сейчас предпринимается попытка ввести сервитут на территорию НПФ. Специально создаются условия невозможности заниматься науко-творческой деятельностью.

Конкретные примеры. Взгляд изнутри.

Позвольте представиться делами.

1. Несколько лет назад нами была предложена и запатентована система оборотного водоснабжения. Непосредственно концепция вторичного использования воды известна тысячи лет назад. На современном уровне используется в авиационном транспорте, где после мытья рук, вода подается в бачок унитаза. И прямая экономия воды, и снижение нагрузки на канализование. Только в одном 120-ти квартирном доме можно сэкономить почти 5000 куб.м. холодной чистой воды в год. А сколько может  быть сэкономлено в целом в городе? Казалось бы при Главе Администрации города Краснодара, грамотном специалисте, профессиональном хозяйственнике Евланове В. Л., с учетом неоднократных обращениях и ФЗ №261 от 11.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

2. Аквазин – воднобензиновая эмульсия. Автор – академик РАЕН Э. И. Исаев. Прямая экономия топлива в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). В таком виде тематика «не пошла». Для того, чтобы не потерять тему, пришлось снизить наукоемкость. На примере модернизации серийно выпускаемых карбюраторов нами была реализована концепция экофильной интенсификации сжигания бензина в ДВС. Снижение концентрации СО и СН в разы при экономии более низкооктанового бензина до 20%. В Германии Ангела Мергель данное направление утвердила приоритетным. Автомобили, на которых установлено данное изобретение, экспертно оценили представители Администраций города, края, Роснано и др. Изобретение было предложено Иркутской Администрации для использования в котельных. Экономия Северного завоза. Дальше, чем «Охи» и «Ахи» дело не пошло.

         3. Впервые в мире НПФ «Аквазинэль» предложила и запатентовала низкочастотную разведку поиска залежей углеводородов СКАНЭР. В мире более 20 фирм ее уже используют. Часть аппаратурного оформления является продукцией ВПК. При ориентировочной стоимости геологоразведочных работ на площади 25 кв. км около 3 млрд. рублей, благодаря включению технологии СКАНЭР, их можно осуществить за 1,5 млрд. рублей за счет резкого сокращения разведочного бурения и сократить на 3-4 года время ввода в эксплуатацию нового месторождения.

Восточная Сибирь – одна из крупнейших перспективных нефтегазоносных провинций России. В настоящее  в Иркутской области объем ГРР достиг  около 10 млрд. рублей в год. Из них на геофизические поисковые работы (сейсморазведка, электроразведка и др.) затрачивается в год  до 1,5-2 млрд. рублей. Основным геофизическим методом поисков и разведки месторождений углеводородов является сейсморазведка методом ОГТ. Однако, этот метод в условиях залежей Иркутской области не обеспечивает необходимую точность и достоверность  геологических результатов из-за многократных волн-помех, принимающихся за полезный сигнал. Так, по оценке Управления по недропользованию по Иркутской области   «Иркутскнедра» эта подтверждаемость ниже 20%. Это означает, что только в Иркутской области ежегодно тратится впустую около 80% выделяемых средств, что составляет около 8 млрд. рублей в год. Представитель НПФ «Аквазинэль» в Иркутской области, изобретатель-геофизик, ученый с мировым именем Лютиков А. Г., предложил и запатентовал способ, позволяющий в 6-8 раз повысить точность прогноза. В 2010 году за счет своих средств были проведены полевые работы и сделан прогноз по новому месторождению, впоследствии, подтвержденный бурением. Однако из Роснефти получен неадекватный ответ, ссылающийся на метрологически утвержденный метод ОГТ, а в правах на интеллектуальную собственность не значится как объект «открытие месторождения».

4. В 1992 году нами была предложена и принята на НТС Краснодарского комбината программа выпуска комплекса лекарственных средств в рамках общего формата деятельности «Ресурсосберегающие, детоксикационные и адаптационные технологии и средства». Могут использоваться в губернаторских программах «Антинарко», «Здоровый образ жизни», «Полноценное питание», «Санаторно-курортная рекреация и реабилитация», «Спорт», «Животноводство» и др. Средства и медицинские технологии на их основе запатентованы. На примере подготовки спортсменов-чемпионов получен патент «Средство адаптации человека к экстремальным условиям». Такой  комплекс средств мог бы успешно использоваться при подготовке и проведении Олимпиады-2014. Получены благодарности ФСИНа за лечение туберкулеза спецконтингента и многочисленные благодарные письма людей.

5. Нами создан Межрегиональный научно-технический совет при НПФ «Аквазинэль» с целью преодоления бюрократических проволочек при внедрении социально-значимых технологий изобретателей.

6. Впервые создается семинар и «уголок ученого-новатора» в общеобразовательной системе.

Предложения.

- возвратить государству контроль в отраслях, обеспечивающих систему жизнеобеспечения и национальную безопасность;

- недра, земля, вода, воздух, полезные ископаемые должны быть государственными;

- регулирование цен на услуги естественных монополий;

- резкая активизация антимономонопольного регулирования;

- стимулирование научно-технического прогресса и поощрение изобретателей;

- повышение государственных расходов на стимулирование НТП и проведение НИОКР, обеспечение финансирования по статье Федерального закона о бюджете «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в размере не менее 4% от расходной части бюджета;

- пересмотреть защиту интеллектуальной собственности и активизировать изобретательское творчество;

- прекратить выделять университетам деньги под создание инфраструктуры инновационных центров;

- выделять средства только под конкретных разработчиков, не под «вывеску», и под проанализированный маркетинг.

- распределение бюджетных денег на НИОКР не должен проводить Департамент образования и науки. Во-первых, это бывшие преподаватели. Во-вторых, имеется экономический взаимовыгодный «рычаг» поступления и обучения в ВУЗе;

 - распределение средств на инновационные продукты, нанотехнологии и их практическое внедрение должен проводить независимый орган, например, соответствующая структура в Комиссии по борьбе с коррупцией и только после проведения независимой экспертизы у 3-4-х независимых анонимных экспертов;

- оценку научной деятельности организации проводить по практическим результатам, внедрению, а не по количеству написанных методик и статей;

- создать независимый экспертный совет по инновационной политике в Краснодарском крае; срочно принять закон об инновациях. Рассмотреть статус «инновационного предприятия»;

- дать возможность финансировать проекты местным регионам. Особенно не дотационным;

- местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования;

- ученым, работающим в сфере науки, в частном бизнесе, также доплачивать за кандидатскую и докторскую степени. В связи с общественной значимостью научных работ, поднятию престижа работ и стимулированию привлечения молодых кадров в любой сектор экономики, занимающийся внедрением и наукой;

- везде пропагандировать, что чиновник для Общества, а не для своих интересов;

- создать условия для мотивации чиновников, отвечающих за инновации;

- работать системно без кампанейщины.

 Директор ООО НПФ «Аквазинэль», академик РАМТН, доктор наук Лошкарев Г. Л. 

 

Комментарии:

задачи правильные, а как их решить вот вопрос??? Суть в том, что инновации на самом деле, кроме автора, в нашей стране,   вообще никому не нужны (!!!).

 Так или иначе, большинство попыток что-то изменить в системе, будь то система управления корпорацией, предприятием или любая другая система, сводятся к нулю благодаря силам сотрудников находящихся внутри системы. Но, ведь все понимают, что инновации нужны, почему же так получается?

А получается так по очень простой причине. В стране во всех звеньях управления и промышленности сложилась новая порочная система, которая живет и греет руки на том, что в ней есть определенного рода слабости (низкая производительность и дефицит продукции, низкое качество и частые поломки, низкая квалификация сотрудников и отсутствие специалистов-наставников, отсутствие системной и достоверной информаци и т.д. и т.п.). Эти слабости порождают потребности, реализация и удовлетворение которых и есть место заработка элементов самой же системы. Проще говоря, доколе есть проблема, будут люди, которые на ней зарабатывают. А инновации, как правило, направлены именно на решение проблем. А, следовательно, на лишение заинтересованных лиц в их гарантированном заработке. Ну а кто, будучи в здравом уме, откажется от заработка?

Примеры:

  • Зачем корпорации морочить мозги и тратить усилия на создании новых самолетов, если можно значительно больше заработать на откатах зарубежных поставщиков самолетов и на процентах с депозитных счетов в банке, где складываются выделенные бюджетные деньги;
  • Будет ли ЖКХ модернизировать пришедшие в упадок котельные, когда значительно больше можно зарабатывать на плановых и внеплановых ремонтах;
  • Спросите у производителя косметики: «Как вы относитесь к изобретению средства борьбы со старением?». Как вы считаете, что вам ответят? Так же и с остальными медицинскими новациями!
  • Или, как по-вашему, относятся производители бензина к изобретению водородного двигателя? Что? Экология? А им все равно чихать на экологию. Как, собственно, и вам. Ну, при условии, если за нее надо платить собственные деньги, а не просто разговоры говорить о вреде бензиновых двигателей.

     Пусть Степашин посмотрит в конце года, как расходовались и эти сравнительно небольшие средства, пусть опять же проверит депозитные счета уполномоченных организаций.

Бывший зам директора Краснодарского ЦНТИ по науке, лауреат 3-х государственных премий И. А. Кибалко

Оставьте свой комментарий

Ваше имя
Оставьте комментарий