Почти мемуары с рассуждениями… (Часть 3)

Продолжение. Начало: Альберт Гаямян: Почти мемуары с рассуждениями… (ЧАСТЬ 1). А также: Почти мемуары с рассуждениями… (ЧАСТЬ 2) Город Баку дал миру много известных людей. Не буду пока их перечислять, но одного известного бакинца упомяну сейчас. Это – Муслим Магомаев. Сегодня, 17 августа 2012 года — День семидесятилетия Муслима Магометовича. В семидесятые годы он был кумиром миллионов не только в СССР. Естественно, Азербайджанское телевидение уделяло творчеству Магомаева особое, повышенное, внимание. Так, что под его песни я просыпался, ел, играл, думал, мечтал…

Мог ли я тогда предполагать, что спустя три десятка лет благодаря Интернету, о появлении которого тогда и не предполагал, познакомлюсь с Муслимом Магометовичем, попрошу его прослушать свои собственные песни, размещённые на моём сайте, и получу ответ, который приведёт к последующему приятному общению между нами? Конечно же, не мог!

Для меня он, именно, Учитель, один из тех, которых единицы на весь мир, и о которых я упоминал ранее. Вот наш первый диалог с сайта Муслима Магомаева:

[13:14 — 22 Июня 2008 года] Альберт Грубиян:

Добрый день, Муслим Магометович!

Простите за беспокойство, ещё раз. Вы послушали мои песни на сайте?

Ещё раз прошу Вас обратить внимание на следующие песни:

— ОДА КОСТЮМУ;

— ПРО КОРМУШКУ;

— НОЧЬ…

Хотелось бы услышать Ваш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ после прослушивания. Очень важно.

[13:51 — 22 Июня 2008 года] Муслим Магомаев:

АЛЬБЕРТ:-) Вы талантливы как МЕЛОДИСТ. Много, неожиданно возникают приятные обороты в теме песен.

Но, УВЫ….Я не понимаю такой манеры пения. Несколько песен Вы поёте СВОИМ ПРОСТЫМ (от рождения) ГОЛОСОМ…- ЭТО ДРУГОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ:-)

Желаю Вам УДАЧИ:-)

После подобной оценки, я стал петь только обычным голосом, не рыча, ведь я уважаю мнение Мэтра. Конечно же, до этого многие уважаемые мною люди говорили мне о том, чтобы я прекратил рычать, но я никого не слушал, мне это нравилось…

Кстати, совсем не многие знают о том, что дед Муслима Магометовича — основоположник азербайджанской национальной оперы, композитор Магомаев Абдул Муслим Магометович (1885 — 1937) был по национальности чеченцем.

Абдул Муслим Магометович Магомаев вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте,  Магомаев с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни. Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы — «Шах Исмаил» и «Наргиз» и стал основоположником азербайджанской классической музыки. С 11 августа 1937 года его имя носит Бакинская филармония.

Представляете, к чему обязывало Муслима-младшего подобного родство? Нелегко быть внуком и полным тёзкой такого человека. Честно говоря, в то время я думал, что филармония названа в честь Магомаева-младшего, чему сильно удивлялся, пока не узнал истину.

Отмечу что, Дом Общественного собрания, она же Бакинская Филармония строилась с 1910 по 1914 год. Автором проекта является армянский архитектор Гавриил Михайлович Тер-Микелов (Тер-Микаэлян). Как видите, армяне изменяли свои фамилии на русский лад ещё с дореволюционных времён. Хотя армянская приставка «Тер», говорящая о том, что Гавриил Михайлович происходит из рода армянских священнослужителей, в данном случае сохранена.

Кроме филармонии, Гавриил Михайлович является автором проекта следующих бакинских зданий:

1. Особняк Юзбашянов (1900-01);

2. Доходные дома братьев Адамян (1908-09);

3. Доходные дома братьев Тагиевых (1909-11);

4. Доходные дома братьев Садыховых (1909-12);

5. Здание Бакинского отделения Тбилисского Коммерческого Банка (1901);

6. Бакинское торговое училище (1904);

7. Жилой дом работников ГосБанка (1926);

8. Комплекс зданий Физотерапевтического института (1937).

Возвращаясь к творчеству Великого певца и композитора, отмечу, что слухов о Магомаеве ходило в Баку много. Главное – это то, что большая часть из них подтверждалась, это подстёгивало людей распространять всё новые и новые слухи о нём. Если его недолюбливали, то только за то, что он был сильно обласкан властью. И, в первую очередь, Гейдаром Алиевым, который был не очень популярен среди большинства жителей Баку. Весь Баку обсуждал его лицемерие во время докладов о дорогом Леониде Ильиче…

Помните, вначале своего повествования я указал, что именно с прихода Алиева к власти начался обратный отчёт пребывания армян в городе Баку, основанном армянским князем Бакуром Аршакуни в 162 году нашей эры, и названном в его честь Бакуракертом. Дело в том, что до 1969 года большинство руководителей предприятий, учреждений и различных государственных структур были русские, армяне, евреи и представители других национальностей. В основном, конечно же, это были армяне. Гейдар Алиевич начал тотальную перекадровку. Его кадровая политика заключалась в том, чтобы на все руководящие должности назначать азербайджанцев (желательно, своих земляков из Нахичевани), а бывших руководителей, знающих своё дело, назначать заместителями новых национальных кадров.

Ещё с дошкольного возраста я помню застольные беседы своей многочисленной родни, в которых обсуждались очередные алиевские назначения и перетрубации. Бакинские армяне крайне негативно оценивают плоды деятельности Гейдара Алиева. Именно он начал системно стирать армянский след в современной истории Баку. Его дружба с Муслимом Магомаевым негативно повлияла на отношение определённой части бакинских армян к Магомаеву. Но, заметьте, не как к певцу, а как обласканному другу КГБшника Алиева – врага армянского народа. Сработал старый жизненный принцип: Друг моего врага – ВРАГ!

(Вспоминаю и пишу дальше…)

Оставьте свой комментарий

Ваше имя
Оставьте комментарий