Почти мемуары с рассуждениями… (ЧАСТЬ 2)

Продолжение. Начало: Альберт Гаямян: Почти мемуары с рассуждениями… (ЧАСТЬ 1). О десяти годах, которые я провёл в школе № 58 города Баку, можно рассказывать очень долго. Главное, хотел бы рассказать следующее: В начальных классах я считал, что Учитель – это Сверхчеловек. Затем, стал понимать, что моим педагогам-преподавателям очень далеко до Сверхлюдей. Ещё позже до меня дошло, что большинство из них — это те, кто не нашёл себе в жизни другого применения. Некуда идти? Поступай в педагогический институт, будешь морочить головы детям, и выглядеть самым умным на фоне тех, кого учишь!

И, к сожалению, сегодняшний мой жизненный опыт подтверждает это. На мой взгляд, девять из десяти педагогов не имеют морального и интеллектуального права учить других чему бы ни было. Более того, сегодня я чётко понимаю, что Учителем может называться лишь Всевышний, учащий нас на наших собственных ошибках уму разуму. А все остальные – это, просто, педагоги и преподаватели. Есть, конечно же, и Учителя, но их единицы на весь мир. Тему о барышах современных педагогов оставлю на потом.

Меня всегда мутило от формальной, фальшивой общественной жизни. Плановый сбор макулатуры или металлома, когда, просто, имитировалась бурная деятельность, приписывались лишние килограммы от одного класса другому, от одной школы другой, походы в ТЮЗ или цирк на совершенно неинтересные представления, никчёмные экскурсии по музеям. В десять лет, после посещения Музея Ленина, больше всего я не мог понять, почему пальто Владимира Ильича Ленина с дырками от пуль Фаины Каплан висит не в Москве, а в Баку? Позже отец объяснил мне, что в каждом музее Ленина висят подобные пальто. Мне это было крайне неприятно. Меня считали за идиота, рассказывая о том, что пальто настоящее и показывая отверстия от пуль… С 5 класса, в определённые периоды учёбы, я с радостью, проводил перед первым уроком пятиминутную «политинформацию», за что девчонки называли меня «Политиком», пытаясь всячески унизить этим. Подготавливать темы не составляло для меня особого труда, потому что с семи лет я каждый вечер слушал новости и любил читать газету «Правда».

Человеческий фактор имеет в жизни огромное значение – это я понял ещё лет в семь. Помню, после уроков купил я в школьном буфете коржик, и принёс его домой. Корж мне попал очень обгорелый. Мой отец в этот момент был дома. Увидев этот корж, он тут же вместе со мной отправился в школу. По дороге я долго просил его никого не ругать, однако… Видели бы вы перекошенное лицо буфетчицы, когда её за этот обгорелый корж отчитывал мой папа. Все оставшиеся десять лет, пока я учился в школе, буфетчица, увидев меня в очереди, расталкивала через прилавок детей, приглашая меня пройти вперёд. Самые свежие коржи, бутерброды с докторской колбасой, какао с молоком и прочее после этого предназначались, в том числе, и мне. Мне даже продавался бутерброд или коржик, когда прилавок был уже пустым. Вот такая она, правда жизни.

Вначале я был отличником, затем хорошистом. Позже скатился на тройки по некоторым предметам, а в десятом классе практически не посещал школу. Я, вообще, не интересовался химией, физикой, алгеброй, геометрией, черчением и иностранным (французским) языком. Мне это было совершенно не интересно. При этом без особой подготовки я легко справлялся с литературой, русским языком, историей, географией, биологией, основами права и рисованием. И, действительно, сегодня я занимаюсь именно тем, что давалось мне в школе легко. Зачем же нужно было пичкать меня ненужными цифрами и формулами? Поэтому, если честно, то я согласен с тем, что базовые школьные знания по тем или иным предметам не всегда могут пригодиться в жизни.

В школе я совершенно не любил читать художественную литературу. Чтение книг заменяли мне просмотры одноимённых фильмов, которые я смотрел очень внимательно, а позже досконально пересказывал на уроках. Когда меня спрашивали о том, почему я не читаю, мой ответ был таковым: ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ НЕНУЖНЫМ. Как я радовался, когда услышал те же самые слова из уст моего любимого киноперсонажа Шерлока Холмса. Кстати, в моей школьной характеристике написано: ОЧЕНЬ НАЧИТАН. То же самое потом напишут во всем моих последующих характеристиках. Меня это очень веселит, ведь первую свою книгу из художественной литературы я прочитал, когда мне было уже двадцать восемь лет, а название этой книги – «Мастер и Маргарита». Тогда, я прочёл её в два захода, залпами…

Помню, когда я учился в седьмом классе, в школе проводился конкурс, посвященный неделе физики. Узнав, что одним из видов конкурса является создание рисунка на «физическую» тему, я решил испробовать элемент политагитации в физике и рисовании одновременно. Взяв ватман, я изобразил следующее: Слева – крейсер «Аврора», справа –  подводная лодка. Слева – паровоз со звездой впереди, справа –  локомотив. Слева – старинный автомобиль, справа – современный.  Слева – аэроплан, справа – реактивный истребитель. А главное, надпись: «1917-1983, 67 лет Советской власти!». Естественно, первое место по рисованию было моё, несмотря на многочисленных нарисованных космонавтов, ракеты и прочее. И хотя, меня наградили книжной всего за 70 копеек, я её перечитывал много раз, потому что она называлась «Физика в рисунках», и была, действительно, очень интересной и познавательной.

Мне очень неприятно вспоминать каждый февраль в школе, когда все классы готовились к смотру, посвященному Дню Советской армии и Военно-морского флота. Каждый день, после уроков, маршировать в дебильных белых пилотках с красными бубенчиками, сшитых нашими мамами, по широкому и длинному паркетному полу школьного коридора с речёвкой, которая содержала такие слова: «Кто вам силу дал такую? Волю выковал стальную? Силу — нам даёт народ, волю — партия куёт!». И при этом, все мы, от классного руководителя до последнего двоечника, понимали, что лицемерим, рассказывая друг другу пошлые и политические анекдоты о Ленине, Брежневе, и коммунизме, в целом. Конечно же, именно это лицемерие и сгубило СССР. Сейчас у нас, то же самое лицемерие. Место партии-монополиста безуспешно пытается занять церковь, рассказывая нам о Праведности и легко уходя от реальных людских проблем, типа мы отделены от государства. Чиновники лицемерят и делают вид, что заботятся о нас, растаскивая всё, что можно, а мы лицемерим, и пытаемся создать иллюзию, что мы честно платим налоги государству, и верны Родине. Так что, взаимное лицемерие продолжается, и к чему оно может привести, мы уже знаем…

Помню, как в классе восьмом, наша классная руководительница усиленно объясняла нам о том, как хорошо мы скоро все заживём, когда наступит коммунизм. Я стал доказывать перед всем классом, что коммунизма не будет никогда, и вот чем аргументировал. «Главный принцип коммунизма – с каждого по способностям, каждому по потребностям, — говорил я, — вот, пойдёт мой друг, сидящий рядом со мной, работать шахтёром, а я пойду работать карусельщиком. Он будет пахать под землей, а я буду музыку слушать, смотреть на красивых женщин, пить пиво и нажимать на кнопочки. А получать мы с ним будем одинаково, по потребностям», помню, мой друг тогда выкрикнул: «Я в шахту не пойду!». «Конечно же, не пойдёт,- продолжал я, — его родители готовят на юридический факультет, хотят, чтобы он стал прокурором». Весь класс катался по полу, а классная «рукамиводительница» кричала, что с такими, как я, коммунизма не построишь. На что я ответил, что таких, как я, большинство, показал на класс, и все дружно поддержали меня.

Кстати, мой школьный друг, который не хотел быть шахтёром, и у которого был очень влиятельный папа – азербайджанец по национальности, прокурором так и не стал. Его мать – армянка, испортила ему карьеру в Баку своей национальной принадлежностью. Её, в 1988 году, во время погрома влиятельные люди вывозили из города в багажнике легкового автомобиля. Об этих событиях я расскажу позже. Сегодня отец моего школьного друга лежит в могиле в Израиле, его мать живёт где-то в Армении, а он сам живёт и работает на каком-то заводе в Германии, в Мюнхене. В общем, гастарбайтер, как он сам о себе говорит. Вот вам, и коммунизм…

(Вспоминаю и пишу дальше…)

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я сам из Ташкента, много интересных совпадений с Баку

Оставьте свой комментарий

Ваше имя
Оставьте комментарий