«Россия под прицелом» — книга ветерана КГБ СССР (ЧАСТЬ 9)

Информационно-Аналитический Портал «Интер-Информ» публикует продолжение книги профессионального разведчика и контрразведчика, Почётного сотрудника Госбезопасности СССР Ораза Пояндашоева. С первой частью данного труда вы можете ознакомиться,  воспользовавшись данной ссылкойhttp://inter-13.ru/sssr-chast-1/. Вторая часть: http://inter-13.ru/chast-2/Третья часть: http://inter-13.ru/chast-3/. Часть четвёртая:  http://inter-13.ru/chast-4/Пятая часть: http://inter-13.ru/chast-5/Шестая часть: http://inter-13.ru/chast-6/. Седьмая часть: http://inter-13.ru/chast-7/. Восьмая часть: http://inter-13.ru/chast-8/.

НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) ТЕРРОРИЗМ

Он обычно проявляется в тех государствах и регионах, где у значительных групп населения преобладают сепаратистские настроения. Вследствие того что принцип нерушимости границ, как правило, доминирует над правом нации на самоопределение, власти всех стран решительно противодействуют попыткам отделения каких-либо территорий. Поэтому законные (причем  весьма ограниченные) способы борьбы за образование собственного государства малоперспективны. Результатом такого положения нередко становится использование сепаратистами вооружённых способов ведения борьбы, в том числе – методов, которыми пользуются террористы.

Националистический терроризм в Европе имел место на территории Великобритании (Ирландия), Турции (Македония, Армения), Австро-Венгрии (Босния, Галиция), Сербии (Косово), а теперь на Украине

В конце XIX – начале XX  в. этих странах активизировались национал-революционные организации. Эти террористы боролись за суверенитет своих исторических территорий.

Наиболее активными националистическими сепаратистами были подпольные организации македонцев и армян в Турции, ирландские террористы в Великобритании. Это связано с острыми национальными проблемами, с обострившимися в период революционного кризиса начала века социально-политическими конфликтами.

На территории континентальных европейских стран националистический  сепаратизм  имел менее активный характер, и террор осуществлялся преимущественно террористами-одиночками и незначительными группами.

Сепаратизм – равно как национализм, экстремизм, терроризм, ксенофобия – относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций – гарантия безопасности граждан, Отечества в целом.

Сущность сепаратизма – в тенденциях к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований. Анализ социально-политической сущности показывает: сепаратизм – это требование суверенитета и независимости для этнически обособленной территории. Требование это направлено против государственной власти страны проживания.

Ориентиром для определения понятия «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (от 15.06.2001 г.).

Под сепаратизмом в ней понимается «деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему».

Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведёт к подрыву российской государственности.

Основную роль в связи с проблемой сепаратизма играет религия и вмешательство стран Запада (США, Англия, Бельгия, Канада, Германия, Франция) и их саттеллитов в дела суверенных государств. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции.

Опасность сепаратизма в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведёт к сокращению ресурсов (не только природных, но и людских), которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение его территориальной целостности отнесено к наиболее значимым интересам. Их принято называть жизненно важными.

Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному.

В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям:

– общей дестабилизации ситуации в стране;

– ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей;

– появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием;

– подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны;

– возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьёзные политические и социально-экономические последствия.

В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов:

–  нарушению военной инфраструктуры страны;

–  установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами;

–  созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков из-за границы;

–  превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам.

Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал стран, в результате дезорганизации хозяйственной жизни, не только на региональном, но и на федеральном уровнях.

В духовной сфере сепаратизм ведёт к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны.

Президент России В.В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года.

Основными проблемными вопросами национальной политики являются четыре позиции:

–   сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

–   обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;

–   создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

–   поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Приоритетные направления:

–   совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики;

–   создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

–   дальнейшее развитие системы гражданско- патриотического воспитания, совершенствование взаимодействия властей с институтами гражданского общества и др.

Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу национальной безопасности страны, помимо специальных мер, необходимы:

1. Профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

–   формирование в обществе неприятия идей экстремизма как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;

–   укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлениями экстремизма и терроризма;

–   вовлечённость этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;

–   организацию (с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров) противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;

–   запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;

–   законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;

–   реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

2. Прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:

–  совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

–  учёт этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооружённых Силах, правоохранительных органах и с осуждёнными в системе исполнения наказаний;

–  мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

–  создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в том числе на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

–  обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;

–  мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях с целью недопущения межнациональных и религиозных конфликтов.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя
Оставьте комментарий