Альберт Гаямян: Перегруз большегрузных автомобилей – очень выгодный бизнес для коррумпированных сотрудников контролирующих структур

9 августа 2013 года директор Национал-правозащитного комитета «Презумпция» Альберт Гаямян обратился в 22 государственные контролирующие инстанции, предоставив видеоролики о работе поста весового контроля в посёлке Владимировка под Новороссийском, размещённые на сайте: youtube.com.

7 октября «Первое антикоррупционное СМИ» опубликовало материал под названием «Коррупционный перегруз», рассказывающий о ситуации вокруг данного поста весового контроля.

«Десятки ответов получено мною из различных инстанций. Они противоречат друг другу. Кроме того, на сайте: youtube.com появились видеоролики о работе поста весового контроля в городе Усть-Лабинске. В начале 90-х я сам был водителем-дальнобойщиком, и что такое посты весового контроля знаю очень хорошо. Перегруз большегрузных автомобилей – очень выгодный бизнес для коррумпированных сотрудников контролирующих структур. Именно поэтому я повторно обратился в различные контролирующие инстанции», — рассказывает Альберт Гаямян.

Среди адресатов – прокурор Краснодарского края, главный полицейский Кубани, руководитель краевого управления СКР, начальник краевого Управления собственной безопасности ГУ МВД и другие.

Публикуем без сокращений оба обращения:

ОБРАЩЕНИЕ № 35/416 от 09.08.2013 г.

В Сети интернет, на сайте: youtube.com, пользователь Makss Kalash разместил более десяти видеороликов о предполагаемой незаконной деятельности сотрудников УГИБДД ГУ МВД Краснодарского края, несущих службу на посту весового контроля на трассе М-25 в посёлке Владимировка (город Новороссийск).

Как свидетельствует видеоматериалы, предполагаемые преступные деяния совершаются при прямом попустительстве полицейских, либо, скорее всего, в результате предварительного преступного сговора с ними. Десятки и сотни грузовых автомобилей намеренно минуют пункт весового контроля в обход контрольных механизмов, выезжая на трассу с заведомым перегрузом (до 20-25 тонн на автомобиль). Это ведёт к следующему:

- преждевременному износу и разрушению дорожного полотна, что является прямым намеренным нанесением ущерба Российской Федерации;

- созданию аварийных ситуаций на данном участке трассы, несущим прямую угрозу жизни и здоровья граждан РФ – автомобилистов и пассажиров;

- незаконному обогащению государственных служащих, получающих взятки за своё молчаливое согласие с происходящим.

Как мне стало известно из разговоров с водителями грузовиков, пользующихся данной схемой проезда, коррупционная составляющая на этом посту весового контроля достигает 1500-2000 за проезд одного перегруженного автомобиля.

СМИ свидетельствуют о том, что данный пост весового контроля не раз привлекал к себе повышенное внимание контролирующих структур. В недавнем прошлом были задержаны и осуждены один из сотрудников краевого Госавтонадзора, начальник поста весового контроля, заместитель начальника отдела межрегионального управления контроля международных перевозок по Краснодарскому краю и республике Адыгея, и заместитель командира Новороссийского батальона ДПС.

Как рассказали мне водители, обычно посредник между транспортной компанией, организующей следование автомобилей с перегрузом, и коррумпированными сотрудниками полиции выдаёт водителям товарно-транспортные накладные, в которых стоит специальный штамп. Транспортники сообщают посреднику номера машин и ориентировочное время, когда машины должны будут проходить пост весового контроля. Водитель машины с перегрузом ни в коем случае не должен проехать через весы, а должен проехать по левому ряду. Если вдруг водителя остановит сотрудник ДПС, нужно проехать 100-150 м от поста и остановиться. Сотруднику ДПС водитель предъявляет товарно-транспортную накладную со специальным штампом, это означает, что проезд «оплачен», после чего он спокойно уезжает.

По их словам, организован и объезд весов через прилегающую к посту стоянку грузового автотранспорта. Заезд на эту стоянку расположен перед весами. Существуют три выезда с этой стоянки. Первый – нежелательный для водителей перегруженных автомобилей, когда машина выезжает прямо перед весами и проходит через них. Второй рядом с первым, но машина выезжает уже после весов. И третий – с обратной стороны

этой стоянки, когда машина по просёлочной дороге выезжает уже после поста и контрольных весов. В случае, если проезд поста проплачен, грузовик движется по второму-третьему выездам на глазах сотрудников ДПС при их молчаливом согласии.

В качестве пропуска используются в основном отличительные знаки на автомобилях и (или) сопроводительные документы со специальными отметками. Активно используется SMS-оповещение.

Таким образом, на мой взгляд, создаётся фактор социальной напряжённости, вынуждая честных водителей и транспортников либо идти на преступление, либо терпеть убытки в связи с тем, что транспортные расходы для конкурентов, умеющих договариваться, обходятся гораздо дешевле, что в последующем отражается на стоимости перевозимых грузов.

Принимая мзду за пропуск перегруженных автомобилей в обход поста весового контроля, сотрудники полиции фактически отстраняют себя от обязанностей своевременного обнаружения грузов, перевозимых возможными террористами. А ведь стратегически важный Новороссийский транспортный узел заведомо является потенциальной мишенью для террористов.

Подобное отношение правоохранителей к исполнению своих должностных обязанностей является прямым пособничеством террористам. И это в регионе, где уровень террористической угрозы традиционно высок, а с учётом проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году только возрастает.

Предлагаю Вам рассмотреть вопрос о введении ряда мер, направленных на лишение возможности совершения преступлений на посту весового контроля:

- установка дополнительных камер видеонаблюдения, которые были бы направлены не только на полосу весового контроля, но и на ту полосу, по которой минуют сегодня контроль большегрузные автомобили, с постоянным выводом сигнала с этой камеры в Сеть интернет для круглосуточного общественного контроля;

- установка системы распознавания автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т с автоматической фиксацией государственных регистрационных номерных знаков на подъездах к посту весового контроля. Подобное техническое решение уже внедрено и успешно используется в Москве при контроле выезда большегрузов на МКАД;

- установка системы сличения аппаратным путём номеров автомашин, прошедших весовой контроль, с данными автомобилей на подъездах к весам. Различие в данных даст возможность в автоматическом режиме фиксировать нарушения режима контроля;

- ликвидация въездов/выездов на стоянку большегрузного транспорта до или после поста весового контроля, лишив тем самым потенциальных нарушителей технической возможности миновать весовой контроль.

Приложение: Диск с видеоматериалами, скопированными из Сети интернет:

https://www.youtube.com/channel/UCF4b1vgnJhnilZLPZ0m_eow?feature=watch

ОБРАЩЕНИЕ № 45/426 от 21.12. 2013 г.

В августе текущего года я обращался в Ваш адрес (письмо № 35/416 от 09.08.2013 г.)

в связи с предполагаемой незаконной деятельностью сотрудников УГИБДД ГУ МВД Краснодарского края, несущих службу на посту весового контроля на трассе в посёлке Владимировка (город Новороссийск).

В очередной раз обращаю Ваше внимание на имеющуюся проблему в области соблюдения законности и устранение коррупционной составляющей в действиях сотрудников правоохранительных органов, в чьи непосредственные должностные обязанности входит обеспечение соблюдения требований весового контроля на автотрассах, находящихся на территории Краснодарского края.

В моём прошлом обращении была подробно описана схема преступного бездействия должностных лиц на стационарном пункте весового контроля, расположенного в посёлке Владимировка вблизи города Новороссийск. Обращение было дополнено фотографиями и видеоматериалами, подтверждающими изложенные факты. Было чётко видно, как полностью загруженные грузовые автомобили с многотонными прицепами проходят мимо поста весового контроля в обход весов на глазах сотрудника ДПС. При этом сотрудник даже не делает каких-либо попыток пресечь указанное нарушение.

Моё обращение было направлено в различные структуры, отвечающие как за соблюдение правил дорожного движения и безопасность на дорогах, так и в те организации, которые несут ответственность за состояние дорог (всего в 22 адреса).

Ответы, поступившие на мои обращения, добавили ещё больше вопросов. Я общался с водителями, осуществляющими грузоперевозки. С их слов, начиная с середины августа и до 26 ноября пройти с перегрузом пост весового контроля в посёлке Владимировка, было практически невозможно. Это было связано с проверками, которые проводились на данном посту. До окончания проверок любое нарушение водителей большегрузов не оставалось без внимания. По их словам, сотрудниками полиции им было обещано, что после окончания проверок все будет снова решаемо.

Это подтверждают статистические данные по количеству протоколов, составленных на указанном посту. Так, в ответе Начальника Оперативно-розыскной части (Собственная безопасность) ГУ МВД России по Краснодарскому краю А.В.Бондарева (от 03.10.2013 №21/51-№Г-1739, №Г-1779, №Г-1826) говорится, что «в период с 01 июня 2013 года по 20 августа 2013 года …… составлено 356 протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.12.21 КоАП РФ. В указанный период времени составлено 849 протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.6 ст.12.16 КоАП РФ».

Нетрудно посчитать, что ежедневно в среднем в указанный период времени составлялось 4,4 протокола по ст. 12.21 КоАП РФ и 10,5 протоколов по ст. 12.16 КоАП РФ.

В то же время в ответе ВрИО начальника отдела ГИБДД УМВД РФ по г. Новороссийску И.В. Рассохина (№48/20-3794 от 20.09.2013г.) сказано, что «в период с 01.06.2013г. по 17.09.2013г. ….. было составлено 547 административных материалов по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ и 1298 административных материалов по ч.6 ст.12.16 КоАП РФ». Здесь тенденция к увеличению количества протоколов – 5 протоколов по ст. 12.21 КоАП РФ и 12 протоколов по ст. 12.16 КоАП РФ. Указанные цифры вроде бы отличаются не сильно. Но, стоит посчитать количество протоколов, составленных с 21 августа по 17 сентября 2013 г. – это, то количество, которое не вошло в ответ ОРЧ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, но учтено в ответе ГИБДД:

- по ст. 12.21 КоАП РФ (547-356)=191;

- по ст. 12.16 КоАП РФ (1298-849)=449.

То есть получается, что в течение 28 дней с конца августа до середины сентября было составлено ежедневно в среднем 6,8 протоколов по ст. 12.21 КоАП РФ и 16 протоколов по ст. 12.16 КоАП РФ. А ведь именно в этот период времени и проводились проверки по моему обращению, и именно тогда стало невозможно проезжать с перегрузом. По имеющейся у меня информации, в это время все местные перевозчики (читайте «СВОИ») не выполняли рейсы с перегрузом, т.к. были заранее предупреждены о проводимых проверках. Попадались только заезжие. Я уверен, что если посмотреть статистику по количеству составленных протоколов, например, с марта по июль 2013 года, и сравнить с полученными цифрами, картина будет ещё более контрастной.

Из полученных ответов не видно, насколько полно мои доводы были проверены. Не сказано, привлечён ли хоть кто-то из должностных лиц к ответственности.

Несмотря на проблемы с проездом через станцию весового контроля в посёлке Владимировка, возникшими в связи с проводимыми проверками, недобросовестные перевозчики находят новые возможности по провозу груза с перевесом. В настоящее время основной поток автотранспорта, перевозящего песок и щебень в города, находящиеся на побережье Черного моря, идёт со стороны города Кропоткин через Усть-Лабинск и далее в сторону Новороссийска. На этом пути два стационарных поста весового контроля – в посёлке Владимировка (деятельность поста уже подробно описана) и в городе Усть-Лабинске.

Как рассказывают водители, проезжающие мимо поста в Усть-Лабинске, порой создаётся впечатление, что данный пост весового контроля полностью заброшен, но подобное происходит на данном посту не всегда. Этим летом в течение месяца в дневное время через пост с перегрузом проехать было невозможно, т.к. проводилась служебная проверка. Но, проверяющие, естественно, не находятся на посту круглые сутки. Поэтому грузовые машины дожидались ночи, паркуясь вдоль дороги до поста, а с наступлением темноты проезжали этот пост, пользуясь то ли халатностью сотрудников, то ли определённой договорённостью. Через некоторое время всё вернулось на свои места.

В Сети интернет, на сайте: youtube.com пользователь «Стоп Коррупция» разместил 12 видеороликов о работе данного поста в будний день 11 ноября 2013 года. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/channel/UCc0OFoXckm6aWy_3L5Lg2rQ. Видео прилагается. На видео прекрасно видна пустующая будка, которая находится прямо напротив дорожных весов. Оказывается транспорт с перегрузом просто некому контролировать. Это может быть оправдано только в случае наличия там фиксации нарушений в автоматическом режиме с передачей информации на пост ДПС. Но, и это не вызовет проблем. Ведь весы можно объехать правее. На съемке видно, как автомобили с гос. номерами т431ом93, с704ем123, в988вт__, р781ву23, м756ут23, с774рт93, у071ео93, с500ае123, с889ех93, р537ем93, в426ро62, с512ае123, к314ам123, с886мр123, р200кт123 объезжают весы. И это только в течение короткого времени.

Конечно, объезд весов не говорит о том, что все они двигались с перегрузом, но это явное нарушение требования дорожного знака, предписывающего движение грузового транспорта по полосе, оборудованной весами. Прошу сообщить, были ли по данной статье оформлены протоколы хотя бы на одну из перечисленных машин.

Также, согласно видео, в этом месте нет ни одного сотрудника ДПС, который мог бы зафиксировать нарушение.

Пользуясь таким халатным отношением к исполнению обязанностей на посту в Усть-Лабинске, недобросовестные перевозчики, везущие груз на побережье, начали использовать следующую схему перевозки грузов. Как рассказывает один из водителей, в непосредственной близости от поста весового контроля в посёлке Владимировка, но, не доезжая до него, они устроили импровизированную перевалочную базу. Машина с перегрузом заезжает на площадку и высыпает излишний груз, который к тому времени она провезла уже более 300 км. На площадке лишний груз высыпается и машина, спокойно проезжая через весы, везет оставшиеся 5-10 км груза к месту выгрузки. Потом она возвращается на площадку и забирает ранее высыпанный груз. Для этого на площадке постоянно работает фронтальный погрузчик.

К оборудованию самих стационарных постов весового контроля также есть множество вопросов. В своем письме от 10.09.2013г. № 4992-01 начальник МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея П.В.Переверза пишет, что «существующая схема организации дорожного движения в зоне действия СПВР не позволяет осуществлять предварительное взвешивание на весовой платформе для динамического взвешивания автомобилей, выезжающих с территории автомобильного терминала».

А из ответа ООО «Порт Транзит», эксплуатирующего площадку для грузового транспорта в районе размещения поста весового контроля в посёлке Владимировка, следует, что «новый стационарный пункт весового контроля передан МУГАДН по Краснодарскому краю и республике Адыгея от ООО «Новороссийский автотерминал» по договору безвозмездного пользования». Как пункт весового контроля, предназначенный для выявления нарушений при пользовании дорогами, может принадлежать коммерческой структуре?

Ведь собственник в любое время расторгнет договор, и пост перестанет функционировать. Но, оказывается, пост не функционирует по другим причинам. Всё в том же письме генеральный директор ООО «Порт Транзит» Р.Я.Незамутдинов подтверждает мои предыдущие доводы о бесконтрольном проезде машин: «В связи с тем, что обустроенный в соответствии с проектом новый пункт весового контроля не используется сотрудниками МУГАДН и ГИБДД, соответственно не выполняются требования установленных дорожных знаков на федеральной автомобильной дороге, весь поток грузового транспорта движется не проезжая через весовой контроль. Таким образом обустроенные ООО «Новороссийский автотерминал» пункт весового контроля и специализированная площадка для задержанных большегрузных автомобилей не нашли своего применения». И еще: «С 4 июня 2012 года МУГАДН приостановило действие договора о безвозмездном пользовании имуществом ООО «Новороссийский автотерминал» (пунктом весового контроля и специализированной площадкой) и осуществление весового контроля на Новороссийском автотерминале. Причиной тому является отсутствие сотрудников ДПС полиции».

Интересно, кто из чиновников, и с какой целью, принял решение о приостановке действия договора о безвозмездном пользовании пунктом весового контроля и специализированной площадкой?

Так, кто же кого вводит в заблуждение? Те, кто проводил проверку по моему прошлому обращению, или директор коммерческой организации, чья деятельность ведется в непосредственной близости к пункту весового контроля в посёлке Владимировка? И кому, всё-таки, принадлежит пост весового контроля «Владимировка»?

В ответе ВрИО начальника отдела ГИБДД УМВД РФ по г. Новороссийску И.В. Рассохина (№48/20-3794 от 20.09.2013 г.) говорится, что данный пост стоит на балансе Управления федеральных дорог Краснодарского края (Упрдор «Кубань»). Складывается впечатление, что никто не хочет брать на себя ответственность за деятельность подобных постов.

Вызывает глубокую озабоченность отсутствие взаимодействия госструктур, предназначенных обеспечивать контроль на пунктах весового контроля. Как пишет ВрИО начальника УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, именно МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея осуществляет весовой контроль на стационарном пункте весового контроля.

В ответе ВрИО начальника отдела ГИБДД УМВД РФ по г. Новороссийску И.В. Рассохина (№48/20-3794 от 20.09.2013 г.сказано: «По информации сотрудника МУГАДН по КК о зафиксированном (на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении) превышении весовых и (или) габаритных размеров сотрудник ДПС останавливает указанное транспортное средство…».

А Заместитель начальника Управления ГАДН В.В.Николаев в письме от 26.09.13 №3.1.14-2185 сообщает со ссылкой на Административный регламент, что «Взвешивание транспортных средств осуществляется сотрудником Ространснадзора по инициативе перевозчика и (или) при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции». Получается, что остановить машину имеет право только инспектор ДПС, а информацию ему должен предоставить сотрудник Ространснадзора. А Ространснадзор будет взвешивать только ту машину, которую ему направит сотрудник ДПС.

Ни в одном ответе не содержится информации о том, каким образом Ространснадзор осуществляет свои функции на пунктах весового контроля, каким образом они сообщают сотруднику ДПС о необходимости остановить транспортное средство для проведения проверки.

А в своём письме от 10.09.2013г. №4992-01 начальник МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея П.В. Переверза пишет, что «существующая схема организации дорожного движения в зоне действия СПВР не позволяет осуществлять предварительное взвешивание на весовой платформе для динамического взвешивания автомобилей, выезжающих с территории автомобильного терминала».

По последней информации, полученной также от водителей, мне стало известно о том, что пост весового контроля в посёлке Владимировка с 26 ноября снова заработал в том же режиме, как я описывал в прошлом письме. Т.е. машины с перегрузом снова могут проезжать, не опасаясь, что на них будет составлен протокол со всеми вытекающими штрафными санкциями. Видимо, так может продолжаться бесконечно. Иллюзия порядка создается только на период проведения каких-либо проверок.

Все указанные факты приводят к бесконтрольности и порождению коррупции. К чему может привести бесконтрольность на дорогах мы можем увидеть на ярком примере резонансного ДТП в Подольске, когда перегруженный КАМАЗ с щебнем протаранил автобус с людьми. А сколько ДТП совершается из-за ненадлежащего состояния дорог, разбитых перегруженными машинами, сказать, скорее всего, невозможно.

На мой взгляд, единственной возможностью бороться с подобными нарушениями может являться постоянный контроль за деятельностью постов весового контроля, а также исключение, так называемого, «человеческого фактора».

Предлагаю ещё раз рассмотреть мои предложения по упорядочению движения через такие посты, а именно:

· установить дополнительные камеры видеонаблюдения, которые были бы нацелены не только на полосу весового контроля, но и на ту полосу, по которой минуют сегодня контроль большегрузные автомобили, с постоянным выводом сигнала с этой камеры в Сеть интернет для круглосуточного общественного контроля;

· установить системы распознавания автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т с автоматической фиксацией государственных регистрационных номерных знаков на подъездах к посту весового контроля. Подобное техническое решение уже внедрено и успешно используется в Москве при контроле выезда большегрузов на МКАД;

· установить системы сравнения аппаратным путём номера автомашин прошедших весовой контроль с данными автомобилей на подъездах к весам. Различие в данных даёт возможность в автоматическом режиме фиксировать нарушения режима контроля;

· ликвидировать въезды/выезды на стоянку большегрузного транспорта до или после поста весового контроля, лишив тем самым потенциальных нарушителей технической возможности миновать весовой контроль.

· устранить любые возможности объехать весы;

· согласовать межведомственные инструкции о порядке проверки автомобилей на постах весового контроля, исключающих возможность беспрепятственного проезда перегруженных автомобилей;

· провести проверку деятельности поста весового контроля в Усть-Лабинске, сравнить их показатели по количеству составленных протоколов и проверить наличие составленных протоколов на автомобили, присутствующие на видео, и нарушающие ПДД;

· по результатам проверки привлечь к ответственности лиц, халатно относящихся к исполнению служебных обязанностей.

Приложение:

1. Ответ из ОРЧ СБ ГУ МВД РФ по Кк от 03.10.2013 г.

2. Ответ из ОГИ БДД Управления МВД РФ по г. Новороссийску от 20.09.2013 г.

3. Ответ из МУ ГАН по Кк и РА от 10.09.2013 г.

4. Ответ из ООО «Порт Транзит» без даты.

5. Диск с видеоматериалами.

Оставьте свой комментарий

Ваше имя
Оставьте комментарий